Дизель-электроход  «Ленин»  был  построен  на  судостроительном  заводе  «Красное  Сормово»    в  г. Горький  (ныне  Н.Новгород)  и   22 апреля  1959 г.,  в день  открытия  навигации  на  Волге  вышел  в  свой  первый  рейс.
Всего было построено два судна  проекта  20 – это  «Ленин» (головное)  и  «Советский Союз».  Суда  прошли тернистый путь создания, прожили славную, но непродолжительную жизнь. У «Ленина» финал существования стал драматическим. «Советский Союз» все ещё продолжает бороться за свою жизнь в Камском пароходстве.
Д/э  «Ленин»  по  праву  считался  флагманом  Волжского  пароходства  и  работал  на  линии  Москва – Астрахань.  Судно отвечало  требованиям  высокой комфортабельности с максимальными удобствами для пассажиров. Впервые на дизель-электроходе была внедрена система кондиционирования воздуха, заменяющая системы отопления и вентиляции, обеспечивающая во всех помещениях заданную температуру в навигационный период. В каюты была проведена холодная и горячая вода, установлено радио.  Киноконцертный зал, три салона, почта, ресторан, парикмахерская, автоматическая телефонная станция, библиотека, солярий и прогулочные веранды создали максимум удобств для пассажиров и отдыхающих.  
Дизель-электроходы пр.20 резко отличались от других пассажирских судов, плававших на внутренних бассейнах страны. Они были значительно крупнее по размерам, технически совершеннее, комфортабельнее – по праву признаны этапными не только в отечественном, но и в мировом речном судостроении.
Можно привести еще один исторический факт. Модель дизель-электрохода «Советский Союз» в 1958 г. была представлена на Международную Брюссельскую выставку и удостоена большой Золотой медали.